Ilppo Pohjola наиболее известен в Европе как международный призёр, снявший картину Daddy and the Muscle Adacemy - поровну документальный и вымышленный фильм о художнике под псевдонимом Том оф Финланд, рисующим на гомоэротическую тематику, а также P(l)ain Truth - концептуальной фикции о проходящей операции по смене пола. Daddy стал театральным хитом в Финляндии и США. Асфальто - 43х-минутная короткометражка - является качественно новым выпадом в сторону зрителя - на этот раз более экспериментальным и чисто кинематографическим.
"Закатай асфальт себе в жопу!" - женский голос неоднократно выкрикивает фразу на протяжении всего фильма. Асфальто - это дорожное кино и фетишистская фантазия, выполненная в ключе роликов нефтяных компаний прошлого с их гламурного видочка моделями, идущее в ногу с современной фрагментарностью музыкальных видеоклипов. Фильм представляет собой последовательность мимолётных образов в нелинейном виде, проносящихся сквозь Финляндию: с Хельсинки на юге и вплоть до самой северной точки Утсйоки - Нуоргам; это рассказ о бессмысленной возне гоночных автомобилей, врезающихся друг в друга; наконец, это фильм о мужчине и женщине: образ парочки за затемнённым ветровым стеклом - скрытый куда-то за отблесками света - напоминает нам работы Жана-Люка Годара. Физически они тесно сближены, но находятся в непреодолимой пропасти между собой. Вполне логично, что попадающиеся им по дороге станции тех.обслуживания - полузаброшены и забыты во времени. Мы видим символику старых нефтяных компаний, которые уже успели сменить свои наименования и исчезли в корпоративном слиянии, а приглаженные девушки-модели носят эту фирменную символику на кричащих костюмах из латекса и резины, на расширяющихся брюках в стиле пригламуренного ретрофутуризма). Их голоса прочитывают обозначения дорожных знаков, пока зритель в процессе просмотра движется вперёд; воздушные взгляды провожают этот маршрут без точки назначения.
Помимо этого, мы наблюдаем странствие по обрывкам образов коллективной памяти поколения 60х-70х: клетчатые флаги, полосатые игрушечные машинки Matchbox, реклама Shell сквозь призму деструктивного воззрения 90х. Этот Кармагеддон отдаёт садо-мазохистской фантазией, где Хельмут Ньютон пересекается с Дж. Г. Баллардом, создавая картину только в пределах потребительского общества. Резкий, грубый и рычащий нойз Масами Акиты (Merzbow) в данной киноленте является самым подходящим звуковым сопровождением, задавая ей соответствующий ритм. Очень жаль, что мы не можем в полной мере ощутить всю гамму запахов с образов на экране: Асфальто, вероятно, наполнен запахами горящего керосина, прожжённого дорожного покрытия, тлеющей резины, едким дымом выхлопных газов и свежего латекса, винила и ПВХ. Если бы игра слов позволяла точнее передать смысл прочувствованного, то фильм с уверенностью можно назвать "авто-эротическим" опытом.
В кинематографе и популярных песнях, автомобили нередко использовались как своего рода метафора для нашей культуры: достаточно вспомнить утраченную Американскую мечту пост-хиппи в Vanishing Point, экзистенциально настроенных "вольных гонщиков" Монте Хеллмана в Two-Lane Blacktop или фильм конца 60х финского режиссёра Ристо Ярва Bensaa suonissa ("Gasoline in their Veins"); апокалиптическая пробка в "Уик-Энде" Годара; постапокалиптические вестерны линейки Безумный Макс; автомобили у различных поп-исполнителей (the Beach Boys "Little Deuce Coupe", Springsteen "Racing in the Street", Iggy Pop "The Passenger", The Normal "Warm Leatherette", Gary Numan "Cars", Prince "Little Red Corvette", etc.), где они часто изображаются как предмет вожделения. Можно задаться вопросом: не сексизм ли это, возведённый до абстрактных измерений, в котором изгибы гоночных автомобилей сравниваются с формами красивых женщин? Да. И это не является чем-то из ряда вон выходящим, поскольку такие метафоры неоднократно применялись в массовом искусстве (как пример: Led Zeppelin "Trampled Underfoot", "Кристина" Стивена Кинга). И не стоит забывать о неоднозначности значения английского глагола "to ride".
И хотя фильм довольно-таки амбивалентен, но всё же должен рассматриваться как портрет разрушительного эффекта мифологизации масскульта XX века, состоящего из засилия эпохи капитализма и "культуры" потреблядства, кусающей себя за хвост, нагромождения рекламы, музыкальных видеоклипов, искоренения самосознания и заменой его на полную зависимость от невидимого кукловода.
Инфо:
Оригинальное название: Asphalto
Жанр: экспериментальное кино, короткий метр
Страна: Финляндия
Продолжительность: 43 мин
Год выпуска: 1998
Режиссёр: Ilppo Pohjola
Саундтрэк: Masami Akita (Merzbow)
Язык: английский, финский
Перевод: нет и не сильно требуется
Статья основана на англоязычном источнике.
IMDB : Asphalto, Illppo Pohjola
Скачать бесплатно через файлообменник
Прочитать о родственном фильме Routemaster
Скачать Routemaster через файлообменник